Главная
 Услуги
 Пожарная техника
 Информация
Пожарная безопасность
Видеонаблюдение
Системы безопасности
 Контакты
Контактный телефон

securitytech.ru
Пожарная безопасность
 

Информация -> 

Пожарная безопасность

Железная дорога под защитой ведомственной охраны

С тех пор в системе военизированной охраны МПС России, а ныне - ведомственной охраны МПС России, бок о бок, плечом к плечу существуют и совместно решают значительный комплекс задач сотрудники одной службы. Сегодня грань между выполнением функций по охране грузов и стационарных объектов от несанкционированных проникновений, хищений и пожаров безусловно есть, но она, в особенности на низовом уровне, предельно минимальна. В экстремальной ситуации или при обострении оперативной обстановки стрелки охраны помогают пожарным и наоборот.

За (многие годы совместного существования двуединая задача охраны объектов железной дороги и перевозимых грузов от хищений и пожаров стала настолько взаимоувязанной, что все железнодорожники и другие должностные лица, имеющие отношение к МПС России, не могут представить себе ведомственную охрану как две параллельные структуры. Это единый цельный механизм обеспечения двух равных направлений безопасности, который за многие десятилетия совместного существования укрепился, расширился и, самое главное, оправдал свое предназначение.

В настоящее время ведомственная охрана МПС России - это многотысячный коллектив, которым накоплен большой опыт охраны и защиты различных объектов федерального органа в области железнодорожного транспорта по многим направлениям, в том числе и в сфере пожарной безопасности.

Ведомственная пожарная охрана является составной частью ведомственной охраны МПС России. К сожалению, действующее в настоящее время федеральное законодательство, и в первую очередь, федеральные законы «О ведомственной охране» и «О пожарной безопасности» не дают четкой правовой и юридической регламентации деятельности ведомственной охраны, которая выполняет совмещенные функции по обеспечению охраны и пожарной безопасности.

В то же время, опыт МПС России убедительно показывает, что на протяжении многих десятилетий военизированная (ведомственная) охрана успешно занимается совмещением функций охраны и пожарной безопасности. Это позволяет предприятиям и организациям системы МПС России, как на федеральном, так и на региональном уровнях, экономить материальные и людские резервы. Это дает возможность сокращать финансовые затраты на обеспечение охраны, при осложнении обстановки успешно мобилизовывать личный состав на выполнение поставленной задачи и, в конечном итоге, добиваться положительных результатов деятельности.

Показатели работы ведомственной охраны, с учетом специфичности объектов МПС России, их удаленности и разбросанности по территории страны, позволили наглядно и убедительно доказать жизнеспособность ведомственной охраны. Только она способна обеспечить комплексную и надежную защиту подведомственных объектов.

В подтверждение этого можно привести следующие показатели деятельности. Так, в 2001 году по сравнению с 1996 годом количество хищений на железнодорожном транспорте уменьшилось в 18 раз, а балансовые убытки от них - в 5 раз. Общее число пожаров и связанный ними материальный ущерб сократились более чем в 2 раза.

Меры по профилактике

Пожарная служба ведомственной охраны МПС России проводит значительный объем работ по профилактике пожаров и их тушению. Здесь было бы уместным отметить, что во многих случаях пожарные подразделения железной дороги оказывают помощь пожарным подразделениям ГПС МЧС России. Мы оказываем безвозмездную помощь в тушении пожаров и ликвидации различного рода аварийных ситуаций не только подразделениям ГПС, но и пожарным подразделениям других министерств и ведомств. Специалисты хорошо знают обстоятельства крупных пожаров, имевших место на шахте «Северная» в г. Воркуте, на нефтебазе в г.

Омске. На этих и других пожарах именно пожарные поезда обеспечили успех в ликвидации возникших пожаров.

Ни для кого не является секретом тот факт, что-в настоящее время на железной дороге проводится значительная работа по структурному реформированию железнодорожной отрасли. Она, безусловно, затронет и Управление ведомственной охраны и его подразделения на местах. Однако с удовлетворением следует отметить, что при этом не произойдет какой-либо ломки нашей устоявшейся и оправданной жизнью структуры. Планируется, что сегодняшнее УВО МПС России будет преобразовано в Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) при МПС России. Оно по-прежнему будет заниматься широким спектром вопросов охраны и пожарной безопасности на подведомственных объектах.

Более того, можно отметить, что по линии пожарной охраны, в связи с повсеместной ликвидацией в структуре УВД на транспорте инспекций Госпожнадзора, объем возложенных функций и задач возрастет. Пожарная служба ведомственной охраны МПС России, как это предусмотрено ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности», будет осуществлять надзор за противопожарным состоянием железнодорожного подвижного состава.

Пожарная техника, системы пожаротушения
Пожарный поезд в действии

Обстановка с пожарами

За 6 месяцев 2002 г. на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта России допущено 123 пожара, материальный ущерб от которых составил 9,03 млн. рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество пожаров сократилось на 22,6%, однако убытки от них возросли на 186,5%. На пожарах погибли 15 человек (+15,4%) и 11 получили травмы. При тушении пожаров было спасено 30 человек и материальных ценностей на сумму более 53,7 млн. рублей. Несмотря на общее снижение пожаров, состояние пожарной безопасности в отрасли вызывает определенную озабоченность. Прямой материальный ущерб от пожаров по строениям составил 1,7 млн. рублей, по подвижному составу — 3,1 млн. рублей, по материальным ценностям и грузам — 3,9 млн. рублей. Необходимо отметить, что многие пожары сопровождались не только уничтожением объектов и подвижного состава, но и сбоями в движении поездов. Так, из-за пожаров допущены сбои в движении 76 грузовых поездов на 264,6 часа и 35 пассажирских на 114 часов.

Особенно осложнилось положение с обеспечением пожарной безопасности на подвижном составе. 44,7% от общего количества пожаров по сети приходится на подвижной состав.

За 6 месяцев т. г. работниками пожарной охраны при проверке подвижного состава в 2470 случаях запрещалась эксплуатация пассажирских вагонов (+29,4% к аналогичному периоду прошлого года). 3094 чел. (+34,5%) были отстранены от поездной работы, к административной ответственности в виде штрафа привлечено 13,1 тыс. человек (-6,2%) на сумму 156,5 тыс. рублей (+2,4%). За этот же период в 2188 случаях запрещалась погрузка грузовых вагонов и контейнеров (+27,6% к 2001 г.), к административной ответственности в виде штрафа привлечено более 4,8 тыс. человек (-25,1%) на сумму 53,6 тыс. рублей (+4,6%).

Сегодня мы вынуждены с огорчением констатировать, что новый КоАП Российской Федерации, вступивший в силу с 1 июля т. г., не облегчил, а, наоборот, осложнил работу ведомственной пожарной охраны по наведению должного противопожарного порядка на подведомственных объектах. Мы надеемся, что законодатели и Государственная противопожарная служба МЧС России, представляющая во всех властных структурах пожарную охрану, найдут возможность исправить положение и предоставят ведомственной пожарной охране (в том числе и МПС России) возможность осуществлять административную практику за нарушение правил пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Сегодня мы вынуждены отметить вызывающее тревогу положение с обеспечением пожарной безопасности на стационарных объектах и подвижном составе пассажирского комплекса. В 2002 г. здесь произошло 9 пожаров (+50%), с ущербом 467,5 тыс. рублей (-25,8%).

Несмотря на принимаемые нормативные и организационные меры, медленно стабилизируется обстановка с пожарной безопасностью в пассажирских вагонах. Пожары в вагонах пассажирских поездов сопровождались не только уничтожением подвижного состава и большими материальными потерями, сбоями в движении поездов, но и массовым травмированием пассажиров. В вагонах пассажирских поездов произошло 3 пожара (-25%), с ущербом 184,5 тыс. рублей (-70,7%).

В последние годы работники ведомственной пожарной охраны в содружестве с другими службами МПС России, а также привлеченными организациями провели значительный объем работ по совершенствованию нормативно-технической базы в области пожарной безопасности применительно к стационарным объектам и подвижному составу локомотивного хозяйства. Это позволило добиться стабилизации обстановки по количеству пожаров (23 случая), при некотором увеличении ущерба от них. Он возрос на 90,8% (422,4 тыс. рублей).

При общей стабилизации количества пожаров в электропоездах (7 случаев), убытки от них возросли на 9,8% (135,9 тыс. рублей). Особую озабоченность вызывает тот факт, что только в период с 4 по 5 июня 2002 г. на сети железных дорог было допущено 4 пожара в вагонах электропоездов. В результате 2 вагона повреждены до степени исключения из инвентаря, два - в объеме деповского ремонта.

По-прежнему большинство пожаров в электропоездах происходит из-за поджогов вагонов посторонними лицами в пути следования и парках отстоя.

Мы с огорчением вынуждены признать, что в текущем году предельно сложное положение с обеспечением пожарной безопасности сложилось в путевом хозяйстве. Здесь допущено 23 пожара со значительными материальными потерями.

Крайне неудовлетворительное состояние сложилось с пожарной безопасностью полосы отвода. За истекший период допущено значительное количество пожаров в полосе отвода, при этом повреждались объекты, линии связи и аппаратура СЦБ, а также верхнее строение пути. Это свидетельствует о низком исполнении на местах ежегодных указаний МПС по приведению полосы отвода и территорий складов запаса шпал в пожаробезопасное состояние при наступлении весенне-летнего периода.

Характерным показателем состояния полосы отвода может служить тот факт, что только в мае-июне т. г. на тушение сухой травы, камыша и брошенных старогодних шпал пожарные поезда железных дорог выезжали 286 раз.

Значительную озабоченность ведомственной охраны МПС России вызывает положение дел с обеспечением противопожарной защиты железнодорожных тоннелей. Многие из них сегодня находятся в положении, далеком от пожаробезопасного. Любой случай пожара в такого рода объекте может привести к трагическим или катастрофическим последствиям.

В апреле т. г. в МПС России проведено заседание научно-технического совета, где на уровне МПС России обозначено наличие проблемы в противопожарной защите железнодорожных тоннелей. Оно позволило наметить определенные меры, но в тоже время позволило сделать вывод о том, что решением этой проблемы должны заниматься не только железнодорожники, но и представители других служб, и в первую очередь, МЧС России.

Хотелось бы, чтобы они сказали в этом плане свое веское слово и помогли железнодорожникам и другим тоннеле-пользователям на законодательном уровне четко регламентировать вопрос профилактики и тушения пожаров в этих подземных объектах.

Пожарная охрана МПС России проводит значительный объем работ по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов. За шесть месяцев т. г. общее количество пожаров в грузовых вагонах составило 27 случаев, в том числе горение серы - 11 случаев, пиломатериалов - 8, бензина и нефтепродуктов - 2, хлопка, автотехники, шпал, домашних вещей и винно-водочных изделий - по 1 случаю.

В структуре МПС России, помимо традиционных железнодорожных объектов, имеется значительное количество объектов административного, социального, бытового и жилого назначения. На этих объектах за 6 месяцев т. г. допущено 25 пожаров, или 20,3% от всех пожаров, происшедших на железнодорожном транспорте. Пожарами причинен ущерб на сумму 495,3 рублей (+154,9%).

В жилых зданиях произошло 19 пожаров, при пожарах в жилых домах и казармах НГЧ погибли 11 человек, или 73% от всех погибших в результате пожаров на железнодорожном транспорте.

Если говорить об инженерных решениях по защите от огня стационарных объектов и подвижного состава МПС России, то необходимо отметить, что специалисты пожарной охраны УВО видят свою задачу в быстрой и качественной адаптации к условиям железной дороги новых технологий, применяемых в других отраслях хозяйствования. Кроме того, они принимают активное участие в разработке принципиально новых инженерных решений противопожарной защиты, являющихся специфичными только для железной дороги. Все эти решения находят отражение в ведомственных нормативных актах, обязательных для исполнения на всех объектах федерального органа в области железнодорожного транспорта.

Системы пожаротушения
Установка "" Пурга" в действии

В качестве частного примера можно привести «Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения», утвержденные указанием МПС России 31 марта 2000 года № Г-822у. Введение в действие этого нормативного акта вызвало одобрение многих хозяйственных руководителей, которые сегодня четко, с учетом специфики железной дороги, знают, сколько и каких огнетушителей надо иметь на объекте. Причем в этом вопросе мы стараемся поэтапно, планово и нормативно обоснованно обеспечить внедрение в практику автоматических самосрабатывающих огнетушителей. Ранее они применялись на наших объектах, но отсутствие нормативной базы сдерживало внедрение автоматических огнетушителей, которые в ряде случаев, бесспорно, являются более востребованными по отношению к своим ручным или передвижным собратьям.

Ликвидация пожаров и ЧС на железной дороге

Как уже отмечалось, пожарные подразделения УВО МПС России проводят значительный объем работ по тушению пожаров и ликвидации различных ЧС, возникающих на подведомственных объектах.

Пользуясь случаем, хотелось бы отметить, что на железной дороге пожарные поезда являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами.

В настоящее время на сети железных дорог России находится в эксплуатации более 300 пожарных поездов. Наряду с ними используется другая пожарная техника и вооружение. Все производители, осуществляющие производство пожарной техники и оборудования, знают, что УВО МПС России, его подразделения на местах являются солидными потребителями этой продукции. Непосредственно ими и различными структурами МПС России ежегодно затрачиваются значительные суммы средств для обновления и модернизации пожарных поездов, оснащения их новыми видами пожарной техники и оборудования.

Причем это, как и при решении вопросов профилактики, опирается на соответствующую нормативную базу, которая разрабатывается нашими специалистами.

Так, за последний период времени (в прошлом и текущем годах), помимо существующего Положения о пожарных поездах, нашими специалистами подготовлены:

  • «Рекомендации по созданию и техническому оснащению опорных пунктов пожаротушения для профилактики и ликвидации последствий пожаров, аварий, катастроф и стихийных бедствий на федеральном железнодорожном транспорте»;
  • «Рекомендации по тушению пожаров установками комбинированного тушения пожаров (УКТП) типа «Пурга» и применению специализированного пожарного поезда при ведении работ по тушению пожаров и аварийной разгрузке цистерн с нефтепродуктами»;
  • «Методическое пособие по разработке планов тушения пожаров и расчета сил и средств на объекты и подвижной состав железнодорожного транспорта».

По оценке многих специалистов пожарной охраны МЧС России и других ведомств, данные документы ведомственного характера являются и для них образцом в правовом и организационном решении многих вопросов, связанных с организацией пожаротушения.

Сама по себе идея создания и функционирования опорных пунктов не является новой. Они уже в течение многих лет используются в системе МЧС России, МВД России, в том числе и в пожарной охране.

Мы попытались максимально развить эту идею, адаптировать ее к специфике железной дороги, четко регламентировать многие организационные, правовые, финансовые и другие вопросы организации и деятельности этих пунктов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что формирование нашими специалистами четкой нормативной базы - это один из залогов последующего решения многих вопросов на практике.

Сегодня многие знают о разработках специалистов НПО «Сопот» из Санкт-Петербурга по установкам комбинированного тушения пожаров «Пурга». Мы начали и в течение ряда лет успешно проводим работу по оснащению этими установками наших подразделений пожарной охраны. Но, как показала практика, компьютер в руках неуча - это груда металла. Так и с установками «Пурга». Мало было их приобрести и ввести в боевой расчет, нужно было еще и создать методическую базу по их успешному применению в различных ситуациях, которые происходят на железной дороге. Это как раз и позволили решить подготовленные УВО рекомендации по тушению пожаров установками «Пурга».

Мы отчетливо понимаем, что железная дорога — сложный и многофункциональный механизм. Возникновение в нем любой нештатной ситуации, связанной с пожаром, аварией и т. д., ведет к сбою в работе большого организма. Для того чтобы этот сбой был минимальным, а ликвидация инцидента была произведена тактически грамотно и в максимально сжатые сроки, мы и создаем свою ведомственную нормативную базу по многим направлениям ведения боевых действий при ликвидации пожаров и различных ЧС.

Направлений деятельности у Управления ведомственной охраны довольно много. Сейчас наши работники работают над проектом Соглашения о взаимодействии МПС России и МЧС России при предупреждении пожаров и их ликвидации. Мы полагаем, что его качественная подготовка позволит поднять уровень наших взаимоотношений с МЧС России на новую, более качественную ступень.

Информация »       Пожарная безопасность »

  Области рационального использования пожарной автоматики »
  Пожарные автомобили нового поколения: модульная технология и проблемы безопасности »
  Ранцевые установки пожаротушения »
  Противопожарная защита ВС РФ »
  Железная дорога под защитой ведомственной охраны »
  Состояние и перспективы развития индустрии пожарно-технической продукции »
  Мифы и реальность подслойного тушения »
  Комплекс средств пожарной сигнализации и автоматики »
  Современные огнезащитные покрытия для стальных конструкций »

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Огнетушитель
Системы видеонаблюдения